Конституция Республики Беларусь – правовой фундамент единства и процветания белорусского народа.

Выступая связующей нитью между прошлым и будущим, Конституция олицетворяет непрерывность истории белорусского народа, вбирает в себя многовековой опыт развития правовых традиций и государственного строительства на нашей земле. «Пусть Беларусь и молодое государство, но белорусы – абсолютно зрелая нация. Оспорить этот статус невозможно. Как и то, что наша Конституция воплощает в себе достижения многих эпох», – подчеркнул Президент Беларуси 15.03. 2024 на встрече к 30-летию Конституции.

Эффективность Конституции, действующей с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах, доказывает современная благополучная жизнь в суверенной стране.

История подготовки и принятия Конституции Республики Беларусь 1994 года

Появлению Основного Закона 1994 года предшествовали белорусские конституции советской эпохи 1919, 1927, 1937, 1978 гг., заложившие основы белорусской государственности, установившие систему государственных органов, закрепившие основные права и обязанности граждан.

Справочно:

Принятие 03.02.1919 первой Конституции для территории белорусских земель имело огромное историческое значение, вместе с тем из всех советских конституций она была наиболее политизированной и лишала отдельных лиц и их групп ряда прав и свобод;

Вторая Конституция БССР, принятая 11.04.1927сохранила в себе основные черты прошлой, была значительно расширена (состояла из 13 глав и 76 статей), внесены изменения в деятельность органов власти, закреплялось равноправие четырех языков и др.

По третьей Конституции БССР от 19.02.1937законодательная власть в республике перешла от Съезда КП(б)Бк Верховному Совету БССР, произошла либерализация избирательного права, допускалась частная собственность. Именно эта Конституция была признана самой демократичной.

Четвертая Конституция БССР, принятая 13.04.1978 существенно отличалась от предыдущих, структурой – появились преамбула и разделы. Оговаривались новые формы народной демократии – референдумы и всенародные обсуждения.

К тому моменту, когда СССР официально прекратил существование, в Беларуси уже почти полтора года действовала Декларация «О государственном суверенитете БССР», ставшая прототипом Конституции Республики Беларусь.Документ провозглашал самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость во внешних отношениях. С развалом СССР стало очевидно, что белорусам необходим Основной Закон, который определит государственный строй в новой стране, выстроит систему органов власти, определит их компетенцию, закрепит права и свободы граждан. Над проектом Конституции 1994 года велась масштабная работа, которая растянулась на 1990–1994 гг. Главный вопрос заключался в том, какой быть молодой независимой республике: президентской или парламентской?

15.03.1994 стало ключевой датой в истории суверенной Беларуси, принята Конституция, которая впервые в истории белорусской государственности закрепила статус республики как унитарного демократического социального правового государства, установила принципы демократического строя, приоритет прав и свобод человека.

Конституцией впервые в истории страны в системе высших органов государственной власти был введен институт президентства. В этом же году состоялись первые выборы Главы государства. С этого момента началась история независимой Беларуси, какой мы ее знаем сегодня: по-настоящему суверенного государства с самостоятельной внешней и внутренней политикой.

Таким образом, этот документ заложил прочный правовой фундамент независимости, реализовал стремление белорусского народа быть полноправным хозяином на родной земле. При этом за десятилетия Основной Закон пережил не одно изменение, каждый раз становясь зеркалом эпохи.

Референдумы в Беларуси: вехи конституционного развития

Конституция 1994 года, будучи по своей сути антикризисной, не могла в полной мере обеспечить достаточный баланс интересов ветвей власти. Верховный Совет блокировал многие решения Президента страны, направленные на преодоление экономического кризиса. Это обусловило необходимость совершенствования президентской формы правления, которая могла бы обеспечить сильную государственную власть и внутриполитическую стабильность.

На первый референдум (14.05.1995) вынесены жизненно важные для страны инициативы: о придании русскому языку, наряду с белорусским, статуса государственного; об изменении государственной символики; об экономической интеграции с Россией; о необходимости внесения изменений в Конституцию, предусматривающих досрочное прекращение полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.

В голосовании приняли участие 64,8% граждан. За внесение изменений в Конституцию проголосовали 77,7% избирателей.

В это время страна, переживавшая острый экономический кризис, вступила в полосу политического конфликта. Верховный Совет продолжал курс на монополизацию власти. Для выхода из сложившейся ситуации было принято решение снова напрямую обратиться к белорусскому народу, предложив власти и народу сообща решить назревшие проблемы развития общества.

На втором республиканском референдуме (24 ноября 1996 г.) Президентом Беларуси инициировано 4 вопроса: о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о переносе Дня Независимости на 3 июля; о введении свободной, без ограничений, купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения; об отмене смертной казни. В голосовании на приняли участие 84,14% граждан, внесенных в списки для голосования. Проект Основного Закона, предложенный А.Г.Лукашенко, поддержали 70,45% от общего числа избирателей, проект Верховного Совета – лишь 7,9%. Фактически Конституция, изложенная в редакции 1996 года, стала документом, на десятилетия определившим вектор дальнейшего поступательного развития белорусского государства.

Так родилась президентская республика, которая позволила нашей стране добиться значительных успехов в социально-экономическом и общественно-политическом развитии. Курс Президента на построение сильного правового социального государства полностью оправдался и дал конкретные результаты. В первую очередь благодаря постоянному обращению Главы государства к народу по самым насущным вопросам.

Дальнейшее устойчивое социально-экономическое развитие республики закрепил и обеспечил третий референдум (17 октября 2004 г.). Его итогом явилось исключение из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.

По данным Центризбиркома, в голосовании приняли участие 90,28% граждан, внесенных в списки для голосования. Решение по вынесенному на плебисцит вопросу поддержали 79,42% из них.

Основной Закон Беларуси был существенно обновлен в результате проведения четвертого референдума (27 февраля 2022 г.). В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 78,63% от числа граждан, внесенных в списки для голосования. За принятие изменения и дополнения Конституции Беларуси проголосовало 82,86% избирателей от принявших участие в голосовании. По результатам референдума скорректированы преамбула и 85 статей Конституции, включено 11 новых статей, исключены – 2. Конституция дополнена новой главой – «Всебелорусское народное собрание». Изменения прежде всего затронули вопросы государственного устройства суверенной Беларуси. Были сформулированы нормы, определяющие статус, порядок формирования и полномочия ВНС как высшего представительного органа народовластия. В него вошли Президент, представители законодательной, исполнительной и судебной власти, местных Советов депутатов, гражданского общества. В связи с перераспределением полномочий на ВНС возложен ряд важнейших функций. В их числе: определять стратегическое направление развития общества и государства, обеспечивать незыблемость конституционного стоя, обеспечивать преемственность поколений, гражданское согласие в обществе и др.

25.04.2024 на седьмом ВНС утверждены Концепция национальной безопасности и Военная доктрина Республики Беларусь.

Новации в части перераспределения полномочий между Президентом, Парламентом, Правительством способствуют более эффективной работе системы государственного управления.

Справочно: ограничены полномочия Президента в законотворческом процессе – исключено право Главы государства издавать декреты как законодательные акты. Правительство наделено дополнительными полномочиями в сферах науки и инноваций, государственно-частного партнерства, усилена роль Правительства в управлении бюджетно-финансовой сферой государства. Расширены полномочия Парламента в решении кадровых вопросов и осуществлении контрольных функций.

Логичным продолжением заложенных в Конституции принципов стало принятие Указа Президента Беларуси от 21.02.2025 № 74 «Об усилении роли председателей исполнительных комитетов базового уровня в развитии регионов». Документом расширены полномочия исполкомов базового уровня по нескольким направлениям: кадровая политика, деятельность организаций и предприятий, финансовые возможности для развития регионов.

В обновленном Основном законе по-прежнему приоритетом является идея социального государства по обеспечению достойного уровня и качества жизни, сохранению и укреплению здоровья граждан, защите интересов простых граждан, поддержке тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Вместе с тем каждому предоставлена возможность созидать и создавать свое благополучие. Подразумевается, что усилия по достижению благополучия должны прилагать и жители нашей страны, а не только государство. Положениями обновленной Конституции установлено, что каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства.

Подчеркивает прогрессивный характер Основного Закона страны наличие прав человека нового поколения. В частности, с развитием информатизации и других явлений цифровой эпохи государство должно создавать условия для защиты персональных данных граждан и гарантировать безопасность личности и общества при их использовании.

Закрепление в Основном Законе понятия «брак как союз женщины и мужчины» – ответ на современные угрозы и забота о будущем страны. В наших традициях и исконных ценностях заложено классическое понимание семьи, в которой есть родители и дети. Разложение института традиционной семьи и насаждение в сознании современной молодежи искаженных неолиберальных представлений о браке является демографической миной. Ведь происходящая трансформация института семьи сопровождается изменением всей системы ценностей, места семьи в этой системе, характера основных функций семьи и т.д.

Подводя итог нашему разговору, выделим пять позиций, о которых нужно помнить, когда речь заходит об Основном законе Республики Беларусь:

1. Это по-настоящему народный документ. В западных странах таковым Основной Закон считается, если он принят парламентом. Белорусы пошли дальше и приняли свою Конституцию на общенациональном референдуме, которому, напомним, предшествовало активное общественное обсуждение.

2. Действующая Конституция символизирует динамизм развития страны. Каждая статья Основного Закона отражает суть и дух времени. Белорусская Конституция современна, актуальна и отвечает вызовам времени.

3. Нынешняя Конституция – это нацеленность на высокую политическую и гражданскую культуру белорусов, глубокое понимание происходящих в мире и стране процессов.

4. Основной Закон – это правило жизни для всей страны. Мы живем в едином правовом, политическом, культурном пространстве. Защищаем и укрепляем разделяемые всеми белорусами идеалы и ценности. Строим планы на успешное будущее для нас и наших детей.

5. Наша Конституция – это документ, воплощающий преемственность и связь всех исторических и национальных форм белорусской государственности.

Конституция Республики Беларусь – это фундамент государства, обеспечивающий стабильность конституционного строя, безопасность и поступательное развитие общества.

Проведенный 27 февраля 2022 г. республиканский референдум убедительно показал, что белорусский народ является истинным хозяином своей судьбы. А принятие обновленной Конституции Республики Беларусь – свидетельство проявления воли народа сохранить социально-экономическую модель развития, укрепить государственный суверенитет, защитить национальную идентичность.

Спасибо за внимание. Удачного трудового дня.

Прокрутить вверх